Ближайшая дата курса: 25.02.2021

Следующая дата курса: 20.03.2021

Стратегический маркетинг

Что такое стратегический маркетинг и для чего он используется?

Стратегический маркетинг представляет собой процесс разработки стратегии, которая учитывает изменения всех факторов внешней среды и направлена на повышение качества оказываемых услуг и степени удовлетворения потребностей клиентов соответственно. Основная цель данной разновидности маркетинга — это осознанный выбор специалистами направления развития организации. Такой выбор становится возможным благодаря комплексному факторному анализу и использованию всех сопутствующих экономических инструментов. При этом, важно понимать, что усилия маркетологов-стратегов направлены не столько на увеличение объемов продаж, сколько на повышение эффективности работы компании в целом.

Представляем Вашему вниманию самый полный курс по стратегическому маркетингу для начинающих и практикующих специалистов: маркетологов, специалистов по продвижению, аналитиков. Программа не предполагает наличия у слушателей каких-либо специальных знаний или навыков.

За 24 академических часа слушатели:

  • познакомятся с концепцией стратегического маркетинга;
  • научатся принимать грамотные и эффективные решения не только в стратегическом маркетинге, но и в менеджменте;
  • изучат и научатся самостоятельно проводить стратегический маркетинговый анализ внешней и внутренней среды организации, а также конкурентный анализ и оценку конкурентных преимуществ;
  • разберут процесс выбора и формирования маркетинговых стратегий организации;
  • освоят комплекс маркетинговых стратегий и многое-многое другое.

Во время обучения Вы узнаете:

Концепция стратегического маркетинга

  • Понятие стратегического маркетинга и стратегий рыночной ориентации;
  • Эволюция концепций маркетинга. Понятие стратегии. Стратегический и операционный маркетинг;
  • Сущность стратегического маркетинга, его базовые элементы. Функции и задачи стратегического маркетинга. Сфера деятельности стратегического маркетинга;
  • Становление стратегического маркетинга как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики. Школы стратегического менеджмента и маркетинга;
  • Взаимосвязь корпоративной и маркетинговой стратегий;
  • Современная модель стратегического маркетинга: стратегия рыночной ориентации, понятие компетенций, создание потребительской ценности;
  • Современная парадигма развития конкурентоспособности.

2 ак.ч.

Принятие решений в стратегическом маркетинге и менеджменте

  • Стратегические установки: миссия организации. Ключевые цели и задачи организации;
  • Природа стратегических решений. Принятие стратегических решений;
  • Этапы разработки маркетинговой стратегии организации.

2 ак.ч.

Стратегический маркетинговый анализ внешней среды организации

  • Принципиальная модель факторов, определяющих маркетинговую стратегию организации. Модели анализа среды: SWOT-анализ, PEST, CE/McKinsey и другие модели;
  • Методы стратегического анализа. Применение методов стратегического анализа при формировании системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard);
  • Взаимосвязь стратегий и рынков. Определение границ рынков;
  • Анализ привлекательности рынка;
  • Ситуационный анализ. Сегментационный анализ;
  • Информационное обеспечение стратегического маркетинга.

2 ак.ч.

Конкурентный анализ и оценка конкурентных преимуществ

  • Методы оценки конкурентоспособности объектов, классификация конкурентных преимуществ:
  • Среда, формирующая конкурентные преимущества фирмы. Характеристика конкурентной среды предприятия и ее структура. Теория конкурентных сил и ее методологическая основа (М. Портера);
  • Диагностика факторов конкурентной среды;
  • Оценка интенсивности конкуренции;
  • Конкурентный анализ отрасли. Отраслевые ключевые факторы успеха;
  • Технологии анализа конкурентов;
  • Модель изучения конкурентов;
  • Анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ;
  • Построение конкурентной карты рынка и систематизация конкурентных преимуществ. Построение позиционных карт стратегических групп конкурентов;
  • Разработка системы стратегической информации о конкурентах;
  • Бенчмаркинг – эффективный метод анализа конкурентов;
  • Концепция конкурентных войн Д. Траута и Э. Райса.

2 ак.ч.

Стратегический маркетинговый анализ внутренней среды организации

  • Оценка возможностей организации;
  • Стратегическая значимость ключевых элементов организации;
  • Характеристика потенциала фирмы и анализ ее конкурентоспособности;
  • Методология оценки конкурентоспособности продукции : основные категории, определяющие конкурентоспособность продукции; классификация показателей. Схема оценки конкурентоспособности продукции;
  • Анализ «цепочки ценности» и «системы ценности» организации М. Портера;
  • Модель “7 S” McKinsey;
  • Ключевые компетенции. Классификация компетенций. Компетенции и потребительская ценность.

2 ак.ч.

Выбор и формирование маркетинговых стратегий организации

  • Типы стратегий развития бизнеса: стратегия концентрированного роста, стратегия интегрированного роста, стратегия диверсифицированного роста, стратегия сокращения;
  • Классификация стратегий;
  • Стратегии роста (Матрица И. Ансоффа);
  • Матрица выбора стратегии А. Томсона, А. Стрикланда;
  • Концепция создания ключевых компетенций и их использование.

2 ак.ч.

Выбор и формирование конкурентных стратегий организации

  • Конкурентная стратегия: свойства, составные компоненты, виды.
  • Современные трактовки конкурентной стратегии. Параметры анализа стратегий: цель, содержание, методы анализа.

2 ак.ч.

Разработка комплекса маркетинговых стратегий

  • Взаимосвязь корпоративной стратегии, конкурентной стратегии, функциональных стратегий;
  • Стратегии выбора целевых рынков. Особенности выбора целевых рынков в зависимости от экономического состояния отрасли;
  • Стратегии позиционирования. Особенности выбора целевых рынков и мероприятий по позиционированию. Аналитические модели позиционирования. Оценка эффективности позиционирования. Адекватность стратегии позиционирования;
  • Стратегия взаимоотношений. Причины установления взаимоотношений. Типы корпоративных взаимоотношений Установление эффективных взаимоотношений между компаниями. Взаимоотношения между компаниями на глобальном рынке;
  • Глобальные направления маркетинговых стратегий.

2 ак.ч.

Воздействие стратегических решений на комплекс операционного маркетинга. Функциональные маркетинговые стратегии

  • Разработка маркетинговых программ;
  • Разработка товарных стратегий. Управление товарным портфелем. Анализ рыночной эффективности товара. Стратегии предложения товара и торговой марки. Стратегическое управление торговыми марками. Аналитические модели новых товаров;
  • Разработка ценовых стратегий. Стратегическая роль цены. Выбор стратегии ценообразования. Варианты стратегий ценообразования;
  • Разработка стратегий управления взаимоотношениями в цепочке создания ценности: стратегическая роль функции распределения, стратегии распределения, управления;
  • Разработка стратегий продвижения. Компоненты стратегии продвижения. Интеграция компонентов. Рекламная стратегия. Стратегия стимулирования сбыта. Разработка и реализация стратегии персональных продаж и прямого маркетинга.

2 ак.ч.

Реализация маркетинговой стратегии и управление ею. Аудит маркетинга

  • Система управления реализацией стратегий;
  • Оценка стратегий и их осуществимости. Сущность оценки стратегий. Критерии оценки;
  • Комплекс стратегических карт, системы сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard), ключевых показателей эффективности (Key Perfomanct Indicator), инициатив (программ, планов, проектов, мероприятий) как формализованное представление стратегий и инструменты управления реализацией стратегий;
  • Стратегический маркетинговый план : принципы реализации маркетинговой стратегии, содержащиеся в маркетинговом плане, содержание маркетингового плана, реализация плана;
  • Лучшие практики. Бенчмаркинг реализации эффективных маркетинговых стратегий ведущими фирмами на локальных и мировых рынках;
  • Оценка и контроль. Стратегическая ревизия маркетинга. Критерии эффективности и информационной потребности. Оценка эффективности и осуществление практических мероприятий.

2 ак.ч.

24 ак.ч.

Стоимость обучения: 15 290р.

Даты

Время

Цена

Место занятий

Преподаватель

25-13

фев март

2021

18:30 – 21:40

вечерняя

вт чт

15 290 руб.

м. Бауманская
МГТУ им. Баумана

Вологина Ольга Вячеславовна

20-03

мар   апр

2021

10:00 – 17:10

выходного дня

 сб

15 290 руб.

м. Бауманская
МГТУ им. Баумана

Фон Майснер Лидия Олеговна

20-06

апр  мая

2021

18:30 – 21:40

вечерняя

вт чт

15 290 руб.

м. Бауманская
МГТУ им. Баумана

Вологина Ольга Вячеславовна

22-08

июня  июля

2021

18:30 – 21:40

вечерняя

вт чт

15 290 руб.

м. Бауманская
МГТУ им. Баумана

Вологина Ольга Вячеславовна

Фон Майснер Лидия Олеговна

«Нет плохих учеников, есть неэффективные учителя. Нет нетолковых подчинённых, есть плохие руководители»

Образование: Бакалавр в архитектуре (Институт точных наук и технологий штата Нью-Йорк), Мастер наук в математике и вычислительных финансах (Университет точных наук и технологий штата Нью-Джерси)

Сертификация:

  • CQF – Certificate in Quantitative Finance
  • Ряд сертификатов от ИФРУ, тренинги по ПОД ФТ.
  • 8 сертификатов Google-рекламы.
  • Marketing Strategy Fundamentals
  • SCRUM Fundamentals Certified
  • Negotiations Associate
  • SIX SIGMA Yellow Belt

Опыт работы: более 10 лет

  • Криптобиржа — выработала стратегию безбанового продвижения (устойчивого продвижения с обходом блокировок), запустила бесперебойный маркетинг 3-х продуктов.
  • Аэропорт Шереметьево – отстроила работу Отдела интернет-коммуникаций.
  • ГК Внешэкономбанк – написала программу, сократившую процесс загрузки отчётности с 2-3 суток до менее 2 минут. Автоматизировала написание квартальных справок по состоянию банков-заёмщиков субординированных клиентов. Экономия времени – с 4 дней до нескольких часов.
  • Вошла в проект «Лидеры перемен», в рамках которого вместе с командой отстроили внутренние коммуникации ГК Внешэкономбанк заново.

Преподавательский стаж: более 5 лет

Вологина Ольга Вячеславовна

«Если нельзя объять необъятное, то можно сделать это по частям»

Сертификация:

  • Сертифицированный специалист SMM РАЭК

Опыт работы: более 10 лет

  • Преподаватель-практик
  • Специалист в сфере маркетинга и рекламы
  • Обладает экспертностью во всех значимых интернет-источниках: контекстная реклама, таргетированная реклама, SMM, партнерский ретаргетинг, видеореклама, медийная реклама, CPA-сети и т.д.
  • Имеет опыт работы с разными типами бизнеса и бюджетами
  • На протяжении последних 12 лет прошла путь от руководителя digital-направления в одном из крупнейших агентств России, которое специализируется на комплексных стратегиях продвижения в интернет-среде до директора по маркетингу
  • Имеющиеся знания внедряла в развитие таких брендов как фильтры для воды Барьер, Аэроэкспресс, сеть веревочных парков ПандаПарк, сеть КОСМИК, семейное кафе АндерСон, фармацевтическая компания Shtada, De`Longhi, Kenwood, сеть кинотеатров Grand Cinema, Росэнергобанк, банк Nordea и т.д.
  • В рамках собственного рекламного агентства занимается стратегическим маркетингом для российских компаний, помогает настраивать воронки продаж с использованием SMM, контекстной рекламы и т.д.
  • Ценит маркетинг без бюджета и умеет в нем работать

Преподавательский стаж: более 5 лет

Темнов Всеволод Викторович

«”Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих”? Не согласен. “Мудрый учится на чужих ошибках, умный учится на своих, а дурака ничего не учит.”» Из неопубликованной статьи «Танец на граблях или офисная борьба»

Образование: Инженер (СПГААП), Маркетинг (СПбГУ)

Дополнительно:

  • Автор 24 статей по маркетингу
  • Разработчик технологии создания брендов на основе 4D-брендинга
  • Автор 12 программ преподавания в области маркетинга и управления

Опыт работы: более 25 лет

  • Практикующий маркетолог
  • Создал с нуля учебный центр «Что делать Квалификация» в Москве
  • Работал на заводе «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону
  • Организатор первых в России Дней Эпики в 1998 году в Санкт-Петербурге

Преподавательский стаж: более 25 лет

После успешного прохождения образовательных программ, предлагаемых МГТУ им. Н. Э Баумана, вы получите один из следующих документов:

серт

Сертификат (на русском языке с дублированием информации на английском языке) установленного образца, в котором будут указаны полное наименование программы и количество часов обучения.

удо

Удостоверение о повышении квалификации (на русском языке), в котором будут указаны полное наименование программы и количество часов обучения.

* Удостоверение о повышении квалификации выдается слушателям, успешно завершившим обучение по образовательным программам повышения квалификации. Тип выбранной Вами образовательной программы Вы можете уточнить у менеджеров.

+ Программа курса

Во время обучения Вы узнаете:

Концепция стратегического маркетинга

  • Понятие стратегического маркетинга и стратегий рыночной ориентации;
  • Эволюция концепций маркетинга. Понятие стратегии. Стратегический и операционный маркетинг;
  • Сущность стратегического маркетинга, его базовые элементы. Функции и задачи стратегического маркетинга. Сфера деятельности стратегического маркетинга;
  • Становление стратегического маркетинга как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики. Школы стратегического менеджмента и маркетинга;
  • Взаимосвязь корпоративной и маркетинговой стратегий;
  • Современная модель стратегического маркетинга: стратегия рыночной ориентации, понятие компетенций, создание потребительской ценности;
  • Современная парадигма развития конкурентоспособности.

2 ак.ч.

Принятие решений в стратегическом маркетинге и менеджменте

  • Стратегические установки: миссия организации. Ключевые цели и задачи организации;
  • Природа стратегических решений. Принятие стратегических решений;
  • Этапы разработки маркетинговой стратегии организации.

2 ак.ч.

Стратегический маркетинговый анализ внешней среды организации

  • Принципиальная модель факторов, определяющих маркетинговую стратегию организации. Модели анализа среды: SWOT-анализ, PEST, CE/McKinsey и другие модели;
  • Методы стратегического анализа. Применение методов стратегического анализа при формировании системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard);
  • Взаимосвязь стратегий и рынков. Определение границ рынков;
  • Анализ привлекательности рынка;
  • Ситуационный анализ. Сегментационный анализ;
  • Информационное обеспечение стратегического маркетинга.

2 ак.ч.

Конкурентный анализ и оценка конкурентных преимуществ

  • Методы оценки конкурентоспособности объектов, классификация конкурентных преимуществ:
  • Среда, формирующая конкурентные преимущества фирмы. Характеристика конкурентной среды предприятия и ее структура. Теория конкурентных сил и ее методологическая основа (М. Портера);
  • Диагностика факторов конкурентной среды;
  • Оценка интенсивности конкуренции;
  • Конкурентный анализ отрасли. Отраслевые ключевые факторы успеха;
  • Технологии анализа конкурентов;
  • Модель изучения конкурентов;
  • Анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ;
  • Построение конкурентной карты рынка и систематизация конкурентных преимуществ. Построение позиционных карт стратегических групп конкурентов;
  • Разработка системы стратегической информации о конкурентах;
  • Бенчмаркинг – эффективный метод анализа конкурентов;
  • Концепция конкурентных войн Д. Траута и Э. Райса.

2 ак.ч.

Стратегический маркетинговый анализ внутренней среды организации

  • Оценка возможностей организации;
  • Стратегическая значимость ключевых элементов организации;
  • Характеристика потенциала фирмы и анализ ее конкурентоспособности;
  • Методология оценки конкурентоспособности продукции : основные категории, определяющие конкурентоспособность продукции; классификация показателей. Схема оценки конкурентоспособности продукции;
  • Анализ «цепочки ценности» и «системы ценности» организации М. Портера;
  • Модель “7 S” McKinsey;
  • Ключевые компетенции. Классификация компетенций. Компетенции и потребительская ценность.

2 ак.ч.

Выбор и формирование маркетинговых стратегий организации

  • Типы стратегий развития бизнеса: стратегия концентрированного роста, стратегия интегрированного роста, стратегия диверсифицированного роста, стратегия сокращения;
  • Классификация стратегий;
  • Стратегии роста (Матрица И. Ансоффа);
  • Матрица выбора стратегии А. Томсона, А. Стрикланда;
  • Концепция создания ключевых компетенций и их использование.

2 ак.ч.

Выбор и формирование конкурентных стратегий организации

  • Конкурентная стратегия: свойства, составные компоненты, виды.
  • Современные трактовки конкурентной стратегии. Параметры анализа стратегий: цель, содержание, методы анализа.

2 ак.ч.

Разработка комплекса маркетинговых стратегий

  • Взаимосвязь корпоративной стратегии, конкурентной стратегии, функциональных стратегий;
  • Стратегии выбора целевых рынков. Особенности выбора целевых рынков в зависимости от экономического состояния отрасли;
  • Стратегии позиционирования. Особенности выбора целевых рынков и мероприятий по позиционированию. Аналитические модели позиционирования. Оценка эффективности позиционирования. Адекватность стратегии позиционирования;
  • Стратегия взаимоотношений. Причины установления взаимоотношений. Типы корпоративных взаимоотношений Установление эффективных взаимоотношений между компаниями. Взаимоотношения между компаниями на глобальном рынке;
  • Глобальные направления маркетинговых стратегий.

2 ак.ч.

Воздействие стратегических решений на комплекс операционного маркетинга. Функциональные маркетинговые стратегии

  • Разработка маркетинговых программ;
  • Разработка товарных стратегий. Управление товарным портфелем. Анализ рыночной эффективности товара. Стратегии предложения товара и торговой марки. Стратегическое управление торговыми марками. Аналитические модели новых товаров;
  • Разработка ценовых стратегий. Стратегическая роль цены. Выбор стратегии ценообразования. Варианты стратегий ценообразования;
  • Разработка стратегий управления взаимоотношениями в цепочке создания ценности: стратегическая роль функции распределения, стратегии распределения, управления;
  • Разработка стратегий продвижения. Компоненты стратегии продвижения. Интеграция компонентов. Рекламная стратегия. Стратегия стимулирования сбыта. Разработка и реализация стратегии персональных продаж и прямого маркетинга.

2 ак.ч.

Реализация маркетинговой стратегии и управление ею. Аудит маркетинга

  • Система управления реализацией стратегий;
  • Оценка стратегий и их осуществимости. Сущность оценки стратегий. Критерии оценки;
  • Комплекс стратегических карт, системы сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard), ключевых показателей эффективности (Key Perfomanct Indicator), инициатив (программ, планов, проектов, мероприятий) как формализованное представление стратегий и инструменты управления реализацией стратегий;
  • Стратегический маркетинговый план : принципы реализации маркетинговой стратегии, содержащиеся в маркетинговом плане, содержание маркетингового плана, реализация плана;
  • Лучшие практики. Бенчмаркинг реализации эффективных маркетинговых стратегий ведущими фирмами на локальных и мировых рынках;
  • Оценка и контроль. Стратегическая ревизия маркетинга. Критерии эффективности и информационной потребности. Оценка эффективности и осуществление практических мероприятий.

2 ак.ч.

24 ак.ч.

Стоимость обучения: 15 290р.

+ Расписание

Даты

Время

Цена

Место занятий

Преподаватель

25-13

фев март

2021

18:30 – 21:40

вечерняя

вт чт

15 290 руб.

м. Бауманская
МГТУ им. Баумана

Вологина Ольга Вячеславовна

20-03

мар   апр

2021

10:00 – 17:10

выходного дня

 сб

15 290 руб.

м. Бауманская
МГТУ им. Баумана

Фон Майснер Лидия Олеговна

20-06

апр  мая

2021

18:30 – 21:40

вечерняя

вт чт

15 290 руб.

м. Бауманская
МГТУ им. Баумана

Вологина Ольга Вячеславовна

22-08

июня  июля

2021

18:30 – 21:40

вечерняя

вт чт

15 290 руб.

м. Бауманская
МГТУ им. Баумана

Вологина Ольга Вячеславовна

+ Преподаватели

Фон Майснер Лидия Олеговна

«Нет плохих учеников, есть неэффективные учителя. Нет нетолковых подчинённых, есть плохие руководители»

Образование: Бакалавр в архитектуре (Институт точных наук и технологий штата Нью-Йорк), Мастер наук в математике и вычислительных финансах (Университет точных наук и технологий штата Нью-Джерси)

Сертификация:

  • CQF – Certificate in Quantitative Finance
  • Ряд сертификатов от ИФРУ, тренинги по ПОД ФТ.
  • 8 сертификатов Google-рекламы.
  • Marketing Strategy Fundamentals
  • SCRUM Fundamentals Certified
  • Negotiations Associate
  • SIX SIGMA Yellow Belt

Опыт работы: более 10 лет

  • Криптобиржа — выработала стратегию безбанового продвижения (устойчивого продвижения с обходом блокировок), запустила бесперебойный маркетинг 3-х продуктов.
  • Аэропорт Шереметьево – отстроила работу Отдела интернет-коммуникаций.
  • ГК Внешэкономбанк – написала программу, сократившую процесс загрузки отчётности с 2-3 суток до менее 2 минут. Автоматизировала написание квартальных справок по состоянию банков-заёмщиков субординированных клиентов. Экономия времени – с 4 дней до нескольких часов.
  • Вошла в проект «Лидеры перемен», в рамках которого вместе с командой отстроили внутренние коммуникации ГК Внешэкономбанк заново.

Преподавательский стаж: более 5 лет

Вологина Ольга Вячеславовна

«Если нельзя объять необъятное, то можно сделать это по частям»

Сертификация:

  • Сертифицированный специалист SMM РАЭК

Опыт работы: более 10 лет

  • Преподаватель-практик
  • Специалист в сфере маркетинга и рекламы
  • Обладает экспертностью во всех значимых интернет-источниках: контекстная реклама, таргетированная реклама, SMM, партнерский ретаргетинг, видеореклама, медийная реклама, CPA-сети и т.д.
  • Имеет опыт работы с разными типами бизнеса и бюджетами
  • На протяжении последних 12 лет прошла путь от руководителя digital-направления в одном из крупнейших агентств России, которое специализируется на комплексных стратегиях продвижения в интернет-среде до директора по маркетингу
  • Имеющиеся знания внедряла в развитие таких брендов как фильтры для воды Барьер, Аэроэкспресс, сеть веревочных парков ПандаПарк, сеть КОСМИК, семейное кафе АндерСон, фармацевтическая компания Shtada, De`Longhi, Kenwood, сеть кинотеатров Grand Cinema, Росэнергобанк, банк Nordea и т.д.
  • В рамках собственного рекламного агентства занимается стратегическим маркетингом для российских компаний, помогает настраивать воронки продаж с использованием SMM, контекстной рекламы и т.д.
  • Ценит маркетинг без бюджета и умеет в нем работать

Преподавательский стаж: более 5 лет

Темнов Всеволод Викторович

«”Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих”? Не согласен. “Мудрый учится на чужих ошибках, умный учится на своих, а дурака ничего не учит.”» Из неопубликованной статьи «Танец на граблях или офисная борьба»

Образование: Инженер (СПГААП), Маркетинг (СПбГУ)

Дополнительно:

  • Автор 24 статей по маркетингу
  • Разработчик технологии создания брендов на основе 4D-брендинга
  • Автор 12 программ преподавания в области маркетинга и управления

Опыт работы: более 25 лет

  • Практикующий маркетолог
  • Создал с нуля учебный центр «Что делать Квалификация» в Москве
  • Работал на заводе «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону
  • Организатор первых в России Дней Эпики в 1998 году в Санкт-Петербурге

Преподавательский стаж: более 25 лет

+ Документы об окончании

После успешного прохождения образовательных программ, предлагаемых МГТУ им. Н. Э Баумана, вы получите один из следующих документов:

серт

Сертификат (на русском языке с дублированием информации на английском языке) установленного образца, в котором будут указаны полное наименование программы и количество часов обучения.

удо

Удостоверение о повышении квалификации (на русском языке), в котором будут указаны полное наименование программы и количество часов обучения.

* Удостоверение о повышении квалификации выдается слушателям, успешно завершившим обучение по образовательным программам повышения квалификации. Тип выбранной Вами образовательной программы Вы можете уточнить у менеджеров.

+ Отзывы

Рекомендованные курсы по специальности:

Рекомендованные курсы по специальности: